Стань капитаном своей судьбы!

Как я «заболел» флотом

image1

 

Добрый день! Зовут меня Мамонов Сергей, я выпускник МГАВТ 1997 года. Моя специальность – «Эксплуатация флота».

Так получилось, что в нашей семье я стал первым «водоплавающим». В 1985 году один мой родственник взял меня с собой в рейс на грузовом теплоходе. А много ли нужно было 12-ти летнему мальчишке? — побывать в рубке настоящего теплохода, подержаться за штурвал, сходить в машинное отделение. После того рейса я «заболел» флотом. С началом учебного года я узнал, что в Москве есть «Детское речное пароходство»  и, не задумываясь, подал туда документы.

За два года мы изучили такелажное дело, устройство судна, судовые двигатели внутреннего сгорания, основы судовождения, правила плавания и много других премудростей. По окончании первого полугодия нам выдали настоящую флотскую форму. С какой гордостью мы ее носили!

image2

По окончании теоретического обучения мы проходили практику. После 1 курса – шлюпочную (на базе МДРП в Кожуховском затоне), а после 2-го курса совершили самый настоящий поход на наших учебных теплоходах от Москвы до Ленинграда  и обратно. 24 дня длилось наше плавание. Во время этого похода мы по очереди стояли вахты: матросами, рулевыми, мотористами, штурманами и, конечно же, на камбузе. Во время матросской вахты приходилось наводить порядок на своем участке «заведования»: все отмывать и вычищать. Вахты рулевого и штурмана мы проводили в рубке. Рулевые управляли судном, а штурманы по всем правилам вели судовой журнал и определяли место нахождения теплохода, подсказывали рулевому, куда дальше идти. Мотористская вахта проходила в машинном отделении, где мы следили за параметрами работы двигателя (большего не доверяли).

image3

С.А Мамонов. (стоит первый справа)

После окончания 8-го класса средней школы я решил поступать в Московский речной техникум. Из-за этого решения в семье было много споров. Родители были категорически против. Пришлось применить маленькую хитрость – подать документы, куда я хотел, но не говорить, куда именно, ограничиваясь одним словом – техникум. И вот, в начале августа я успешно сдал вступительные экзамены: на четверку по русскому языку (диктант) и на четверку по математике. Тогда были такие правила.

image8 image9

Директор Московского речного техникума Владимир Сергеевич Удачин

1 сентября 1988 года была торжественная линейка и первый учебный день в МРТ. Здесь мы изучали общеобразовательные и специальные дисциплины. И если с общеобразовательными были некоторые проблемы из-за разного уровня подготовки в школе, разного подхода к преподаванию и прочих факторов, то к началу изучения специальных дисциплин ситуация выровнялась. И здесь я бы хотел вспомнить своих учителей (именно так, а не наставников и преподавателей). Не хотел бы никого обижать, но если вдруг кого-то забуду и пропущу, то прошу на меня не сердиться. Это и Владимир Сергеевич Удачин, директор техникума, преподаватель судовождения и правил плавания, автор одного из самых лучших учебников по судовождению по сей день. Лев Алексеевич Маточкин – заместитель директора по учебной работе, преподаватель морского права и МППСС. Сталина Николаевна Березина – заместитель директора по воспитательной работе и преподаватель общественных дисциплин. Вениамин Анатольевич Шаргин – преподаватель основ морского судовождения, один из лучших капитанов экспедиции спецморпроводок Министерства речного флота РСФСР, настоящий профессионал своего дела и педагог от Бога. Михаил Михайлович Ширшов – преподаватель дисциплины «Судовые энергетические установки». Анатолий Федорович Захаров – преподаватель теории устройства судна. Виолетта Алексеевна Акимова – преподаватель электрооборудования речных судов, научившая нас думать и самостоятельно разбирать материал, исходя из полученных знаний. И многие другие, которые тоже вложили в наши ветреные головы те знания, которые потом очень пригодились в работе.

image10

Военрук Юрий Сергеевич Шестаков

Также не могу не вспомнить, как проходили занятия. Так, при изучении Судовождения полученные на занятиях знания мы закрепляли на радиоуправляемых моделях в опытном бассейне в лабораторном корпусе. Там же проходили лабораторные работы по судовым энергетическим установкам и электрооборудованию. Мы своими руками могли потрогать шпили и брашпили, буксирную лебедку, подготовить и запустить двигатель. После 1 курса во время практики там же в лабораторном корпусе у нах проходили занятия по борьбе за живучесть (был там и такой тренажер). Во всяком случае, забить чоп и заделать небольшую пробоину мы были готовы. В дальнейшем это умение мне очень пригодилось.

image11

По окончании 3 курса нас отправили на производственную практику. Мы работали в штатных должностях матросов и мотористов-рулевых на судах. Я по распределению попал на практику в Городецкий судоремонтно-механический завод на т/х «Рязань» (проект 576). С середины апреля до середины ноября продолжалась наша навигация. За это время я смог посмотреть почти всю Единую глубоководную систему Европейской части России: Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал, р.Волга, р.Унжа, р.Кама, р.Вишера, р.Колва, р.Дон, Онежское и Ладожское озера.

Здесь я хочу вспомнить одну историю. Наш теплоход стоял на погрузке в одном из населенных пунктов Онежского озера. По негласной традиции, предварительную и исполнительную навигационную прокладку по этим озерам делал я. И вот к нам на судно прибыл заместитель начальника судоходной инспекции. Очень ему было интересно посмотреть на нашу навигационную прокладку. А уже после того как ее увидел, то очень захотел посмотреть на того, кто ее сделал. Меня срочно вызвали в рубку. Я поднялся туда. Судоходчик сразу задал вопрос: «Вы где учитесь? В Ленинграде?». Я честно ответил – «Нет». «Тогда в Петрозаводске?». И опять отрицательный ответ. В конце концов, он не выдержал и спросил «А где тогда?». И был немало удивлен, когда услышал «В Москве, в речном техникуме». Тогда он сказал «Передайте своему преподавателю от меня личную благодарность за такую подготовку своих студентов». После окончания практики, я передал эти слова Шаргину Вениамину Анатольевичу. Для него это была самая лучшая оценка своего труда.

В 1992 году я закончил полный курс среднего специального обучения Московского института водного транспорта. К тому времени СПТУ-202, МРТ и МИИВТ объединились в единый учебный комплекс и стали называться просто МИВТ. После окончания техникума я подал документы для поступления в институт или на 3 ступень. Долго мучился с выбором специальности. Понимал, что век судоводителя может оказать не очень долгим (к тому времени у меня стала появляться близорукость), а потому надо было задуматься о береговой специальности, и я выбрал «Эксплуатацию флота».

Здесь мне снова повезло с учителями. Ими стали настоящие профессионалы и фанаты своего дела: Леонид Васильевич Багров, долгое время занимавший пост министра речного флота и заведующего кафедрой; Кудачкин Николай Иванович, заместитель декана нашего факультета и впоследствии декан; Стариков Александр Степанович – заведующий кафедрой водных путей, настоящий профессор, эрудит, каких мало; Подгорный Анатолий Стефанович – заведующий кафедрой менеджмента, доктор экономических наук, а в прошлом судомеханик; Неволин Владимир Владимирович – декан факультета и заведующий кафедрой, преподаватель коммерческой эксплуатации и многие, многие другие.

С 1996 по 1997 год я работал в Центре дистанционного обучения нашей Академии, а вот после окончания моя работа оказалась не связанной с рекой. Несколько лет я работал в Московском новом юридическом институте, затем в коммерческих торговых организациях, но в 2007 году я снова вернулся на реку. С 2008 года я работаю в компании «Речфлот». На моих плечах лежит большой участок работы: кадры, планирование работы флота (составление расписаний и графиков движения круизного теплохода), документационное обеспечение работы всех теплоходов компании (договора на диспетчерское регулирование, причаливание, услуги комплексного обслуживания и др.), а также и текущие задачи в офисе в рамках моих знаний и возможностей.

Мне моя работа нравится. Она очень интересная, правда, иногда очень нервная. Общение с контролирующими органами не всегда доставляет большое удовольствие. Процесс оформления документов может затягиваться, а получение какой-либо бумажки может превратиться в увлекательный квест из разряда «Угадай, что я с тебя еще запрошу?». И, если сможешь угадать, то выйдешь победителем, а если нет – госорганы нарезвятся вдоволь.

Да и для составления расписания тоже нужна определенная сноровка. Мое руководство считает, что расписание должно быть интересным, а для этого нужно, чтобы на маршрутах появлялись новые стоянки. Вот и приходится буквально с лупой изучать атласы единой глубоководной системы, карты, перекапывать кучу информации, чтобы понять – есть в намеченном пункте хоть что-то интересное, или нет. Иногда приходится ездить в командировки и своими глазами смотреть на эти «старые-новые» стоянки. Иногда приходилось даже импровизированной наметкой измерять глубину у причала и уже, исходя из этого, определять возможность подхода к нему нашего теплохода.

И как результат, заслуженные награды в различных конкурсах. Так, в 2018 году, разработанный мной маршрут по реке Оке с заходом в город Выксу, получил первое место в финале Всероссийской туристской премии «Маршрут года».

И в заключение, несколько слов студентам Академии. Не надо считать, что вы уже все знаете и все умеете. Учиться надо всегда. Надо быть готовым, что прежде чем вы наденете белый китель с нашивками до локтя и встанете на мостик, надо будет несколько лет поработать матросом, рулевым, мотористом. Все прошли через этот путь. И миновать его тоже не получится. Станете вы командирами, надо будет что-то объяснить новичкам или послать их выполнять какое-либо задание, а вы на своей шкуре это не испытали и не знаете, каково это. Знания, которые дают вам в Академии, не избыточны, а скорее наоборот. Например, правила составления графика движения в мою голову еще в институте буквально вколотил Николай Иванович Кудачкин, а как пользоваться тарифными справочниками научили на коммерческой эксплуатации.

image12

А сейчас я, наверное, вас окончательно «добью». Последние 10 лет, которые я работаю в офисе с бумагами, меня преследует только одно желание – помыть масляные фильтры на т/х «Ракета». А это целая премудрость. Когда я первый раз выполнял эту работу, то две секции мыл почти два с лишним часа, зато потом на все про все у меня уходило не больше часа времени.

image13

Благодарим Мамонова Сергея Александровича, заместителя Генерального директора ООО «Речфлот»  за добрые воспоминания!

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.