Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин

Кафедра является общеобразовательной и ведет занятия для всех обучающихся академии.

Историческая справка

Кафедра образована в сентябре 2016 года путем слияния общеобразовательных кафедр Высшей математики, Физики, Техносферной безопасности.

Кафедра Высшей математики была образована в 1980 году, с момента образования МИИВТ. С момента основания кафедру ВМ возглавлял д.ф.-м.н., профессор Михаил Михайлович Голомазов. С 1998 – к.ф.-м.н., профессор Виктор Алексеевич Буреев, с 2012 г. д.ф.-м.н., профессор Алексей Иванович Лобанов, с 2014 года – к.т.н., доцент Роман Игоревич Дзержинский.

В 1995 году из кафедры Высшей математики было выделено обособленное структурное подразделение – информационный компьютерный центр, на базе которого в том же году была создана кафедра Информационных компьютерных технологий. В разные годы на кафедре работали такие высококлассные специалисты – математики и талантливые педагоги, как Н.Н. Карабутов, Л.А. Калашникова, В.П. Филиппов, Д.М. Киселев, Н.И. Тинигин, Б.И. Клименко, О.В. Цапенко, О.И. Рыжкова.

В 80-х годах кафедра ВМ была настоящим средоточием интеллектуальной мысли – там постоянно проходили турниры по быстрым шахматам, в которых участвовал практически весь состав, действовала школа молодого программиста, возглавляемая доцентом Б.И. Клименко, активно выполнялись НИР по тематике отрасли.

Кафедра Физики и химии (с 2012 года – кафедра Физики) была организована в 1980 году приказом министра речного флота Л. В. Багрова в числе первых кафедр Московского института инженеров водного транспорта.

Первым заведующим кафедрой, ее идейным вдохновителем и организатором был доктор технических наук Виталий Гаврилович Савельев, пришедший из оборонной промышленности. Он возглавляет кафедру и в настоящее время. В 1983-1988 гг. кафедрой заведовал кандидат технических наук, доцент В. М. Муравьев. С 2011 года кафедра носит название кафедры физики.

В организации учебного процесса кафедра всегда исходила из того, что современный специалист должен обладать солидными фундаментальными знаниями, чтобы быть готовым к изменениям конъюнктуры рынка труда. Только на такой основе можно при необходимости оперативно менять специализацию. Эту задачу – задачу фундаментальной подготовки специалистов – наряду с другими кафедрами решает кафедра физики.

Междисциплинарный курс «Концепции современного естествознания» был введен в МГАВТ после исторического совещания в 1992 году в МГУ, когда было решено, что гуманитарии для полноты образования должны ознакомиться с концепциями естествознания, прежде всего физики, служащими мощным инструментом решения социально-экономических задач. Этот курс поставлен в МГАВТ как авторский.

Кафедра Техносферной безопасности (ТСБ) создана 17.02.2011 г. на базе кафедры «Безопасность жизнедеятельности» с включением в её состав дисциплин Химия и Экология от кафедры «Физика». Кафедра организационно входила в состав факультета Судовождения и эксплуатации флота, затем факультета Эксплуатации инфраструктуры водного транспорта.

Состав кафедры

ФИО (фото),

должность, степень/звание,

работает с__ года, заслуги, патенты, награды,

читаемые дисциплины

Дисциплины кафедры

Высшая математика
Информатика и математика
Исследование операций
Линейная алгебра
Математика
Математический анализ
Методы оптимальных решений
Планирование эксперимента
Прикладная математика
Теория вероятностей и математическая статистика
Численные методы
Концепции современного естествознания Физика Безопасность жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности Экология Экологические основы природопользования Охрана труда на объектах водного транспорта Химия Биология

Научная тематика кафедры

Важное место в деятельности кафедры занимает наука. Основное направление научных исследований – лазерная навигация на водном транспорте, где кафедра занимает ведущие позиции в России и в мире. Под руководством д. т. н., проф. Савельева В. Г. ведется разработка методов и систем повышения безопасности судоходства на основе лазерной навигационной системы — лазерного створного маяка (ЛСМ) со сканирующими лучами, который нашел практическое применение на водном транспорте. К настоящему времени в МГАВТ создана научная школа лазерной навигации на водном транспорте.

Начатая еще в начале 1980-х годов по инициативе В.Г. Савельева работа по обозначению курса с помощью лазера прошла через теоретические, лабораторные, натурные испытания. Эти испытания начинались на подмосковных водохранилищах, а затем работа стала серьезным исследованием по лазерной навигации.

Среди других работ по лазерной навигации в России только работа МГАВТ была доведена к началу 1990-х годов до госиспытаний, а к 2015 г. лазерные створные маяки (ЛСМ) стали первой лазерной навигационной системой в стране. Уже 16 навигаций ЛСМ работает в штатном режиме на Волго-Балте. На кафедре был создан лазерный створный маяк ЛСМ «Анемон». Это стало возможным благодаря идее, развитой и осуществленной в МГАВТ. Название «Анемон» ЛСМ получил по имени темы, выполненной в МГАВТ в 1980-е годы по заказу Главного управления навигации и океанографии Минобороны (ГУНИО МО). «Анемон-1» был испытан в Вентспилсе, Санкт-Петербурге, Ораниенбауме, прошел госиспытания в Керчи.

Работы кафедры неоднократно докладывались на НТС отрасли, международных конференциях, например, «Нева 2001» и др. Кафедра имеет в активе более двухсот научных публикаций, в том числе в журнале «Речной транспорт (21 век)», в международном издании Европейского транспортного союза. Научная работа кафедры отмечена в газете «Морские вести России» (2004 г.), в газете «Транспорт России».

Лазерная навигация – уникальный по точности способ проводки судов в условиях, где должно быть гарантировано минимальное время реакции судоводителя на изменение траектории движения, как, например, при плавании в узких фарватерах, при плохой видимости в ночных и дневных условиях на наиболее аварийно-опасных участках, на подходах к портам и на внутренних водных путях (ВВП). При использовании лазерных створных маяков (ЛСМ) существенно повышается безопасность проводки судов за счёт снижения роли «человеческого фактора».

За время работы научной школы «Лазерная навигация на водном транспорте» выполнено большое количество НИОКР, публикации патентов. Из последних работ: «Лазерный створный маяк с размещением на одной опоре» — Госконтракт с ФАМРТ, разработка национального стандарта РФ ГОСТ Р 56242-2014.

Также сегодня научной спецификой кафедры являются высокопроизводительные вычисления, вопросы экологии на транспорте, защиты окружающей среды и охраны труда, экологическая безопасность.

 

Контакты

Новоданиловская набережная, д. 2, кор. 1

Заведующий кафедрой