Кафедра Судовых энергетических установок и автоматики

Является выпускающей по специальности ВО: «Эксплуатация судовых энергетических установок» Специалист — инженер

 Является выпускающей по специальности СПО: «Эксплуатация судовых энергетических установок» Техник-судомеханик

 Кафедра ведет занятия у технических специальностей и направлений подготовки ВО и СПО по теплотехнике, судовому оборудованию, судовым силовым установкам.

 kaf_SEUiA_1  kaf_SEUiA_2

В настоящее время кафедра СЭУ и А ведет занятия по 50 дисциплинам по программам высшего образования на всех факультетах, учебные практики студентов специальностей «Эксплуатация судовых энергетических установок», по 20 дисциплинам по программам среднего профессионального образования, по 10 дисциплинам послевузовского образования, а также по программам дополнительного профессионального образования по подготовке мотористов, судовых механиков, рефмехаников, электромехаников.

Сотрудники кафедры обеспечивают подготовку специалистов по программам, соответствующим государственным образовательным стандартам в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты.

Кафедра является выпускающей по специальностям высшего образования:

 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

По профилю:

 «Судовые энергетические установки» (направление «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»).

По специальности среднего профессионального образования:

 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

На кафедре ведётся подготовка аспирантов по специальностям:

05.04.02. Тепловые двигатели

05.08.05. Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)

05.22.19 Эксплуатация водного транспорта, судовождение

Кафедра ведет занятия у специальностей и направлений подготовки высшего образования

Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики;

Судовождение;

Наземные транспортно – технологические средства;

Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры;

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Кафедра ведет занятия у специальностей и направлений подготовки среднего профессионального образования:

Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики;

Судовождение.

 Историческая справка

 В 1980 году образована профилирующая кафедра «СЭУ» для обучения студентов специальности «Судовые машины и механизмы».

Кафедру в течение 30 лет возглавлял бессменный руководитель д.т.н., чл.-корр. АН, заслуженный деятель науки и техники профессор Толшин Валерий Иннокентьевич.kaf_SEUiA_3

Слева – проф. Толшин В.И., справа – ректор МИИВ Гаранин Н.П. Начало 80-х.

С 1985 года ведется подготовка инженеров по специальностям: СЭУ и эксплуатация СЭУ. Кафедра СЭУ переименована в кафедру СЭУ и Автоматики. Осуществлялось широкое применение автоматики в учебном процессе. Доцентом, к.т.н. Моргуновым В.Н была создана лаборатория автоматики. Первый компьютеризированный стенд с дизелем был создан силами выпускника кафедры Якунчикова В.В., который 1998 году защитил кандидатскую диссертацию.

Внедрение компьютерной техники позволило расширить научную базу и готовить научные кадры. Подготовлены и защищены кандидатские диссертации из Казахстана (Рыспанов Н.Б.) и Вьетнама (Л.-В. Лыонг). В дальнейшем научные работы кафедры были направлены на улучшение экологии воздушной среды на водном транспорте. Созданы установки с нейтрализаторами и системой рециркуляции отработавших газов. Защищены кандидатские диссертации выпускниками и преподавателями кафедры Чубом Т.В. и Кирпиченковым С.В. (2000г., и 2002г.), а в марте с.г. – Амбросовым Д.Б.

С 1990 года ведутся работы по внедрению природного газа на речном транспорте, позволяющего получить низкие токсичные выбросы. В 1997 г. переоборудован и  прошел ходовые испытания под природным газом теплоход «Москва». Кафедра (в лице зав. кафедрой, проф. Толшина В.И.) приняла участие в испытаниях двигателя на сжиженном природном газе в Норвегии на пароме «Глатра». С активным участием проф. Епифанова В.С. ведется разработка нормативной документации по использованию сжиженного природного газа на речных судах.

Основные научные результаты деятельности и решаемые задачи научно-педагогической школы за весь период работы коллектива кафедры признаны приоритетными. Научно-педагогическая школа получила общественное признание. Руководитель школы д.т.н., профессор Толшин В.И. в течение 20 лет являлся соруководителем Всероссийского семинара по автоматическому регулированию тепловых двигателей при МТУ им. Баумана, совместно с профессором д.т.н. Крутовым В.И.kaf_SEUiA_4

Семинар в МВТУ ведет проф. Толшин В.И., рядом – зав. каф. Автоматики В.А. Марков, зав каф. ТМ В.К. Иванов 2006 год.

Основные публикации научных результатов кафедры МГА ВТ – в Российских научно-технических журналах: «Двигателестроение», «Речной транспорт» «Мир транспорта» и др. Только за 2003/2004 учебный год опубликовано в этих журналах 6 статей.

С 1985 года кафедра готовит специалистов по трехуровневому образованию: моторист, техник-судомеханик, техник по холодильным установкам, инженер-механик и морской инженер по специальности СЭУ и ЭСЭУ, а также эксплуатация транспортных энергетических установок. Кафедра ведет переподготовку вахтенных механиков на курсах, в том числе и в республике Вьетнам, активно ведется НИР и подготовка к.т.н. через аспирантуру.

Толшин Валерий Иннокентьевич – д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой СЭУ и А 1980 — 2010 г.

Валерий Иннокентьевич в 1948г с отличием окончил дизельный факультет ВВМИОЛУ им Дзержинского, семь лет служил командиром БЧ-5 корабля и инженером-механиком дивизиона кораблей. В 1958г. с золотой медалью окончил Военно-морскую академию кораблестроения и Вооружения по специальности: «Корабельные энергетические установки», служил научным сотрудником в Военно-морском научно-исследовательском институте, преподавал 11 лет в ВИТУ (Военно-инженерный технический университет), где защитил кандидатскую и докторскую диссертации и стал профессором по кафедре ДВС, затем начальником кафедры «Двигатели и базовые машины» в Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева. После ухода в запас работал профессором кафедры «Автотракторные двигатели» МАДИ, и затем с 1980г. по 2010г. — заведующим кафедрой «Судовые энергетические установки и автоматика» МГАВТ.

Основные научные труды:

— учебники: «Автоматизация энергетических установок» выпуск ВИТУ 1974г.; «Автоматизация СЭУ» 2002г. – 1 издание, 2004г. – 2 издание, совместно с Сизых В.А.

 — монографии: «Устойчивость параллельной работы дизель-генераторов» 1970г.; «Переходные процессы в дизель — генераторах», совместно Е.С. Ковалевским 1972г.; «Форсированные дизели. Переходные процессы. Регулирование», 1994г., «Режимы работы и токсичные выбросы ОГ судовых дизелей», совместно с В.В. Якунчиковым 2002 г.

Кафедра вела исследования по нормам расхода топлива и рекуперации энергии на плавучих кранах. Внедрены электромеханические накопители энергии.

Под руководством В.И. Толшина в МГАВТ оборудован и прошел успешные испытания на природном газе пассажирский теплоход.

В.И. Толшин уделял большое внимание научно-технической проблеме снижения вредных выбросов ОГ дизелей. Испытаны фильтры-нейтрализаторы на стенде и на теплоходе.

Профессор Толшин В.И. подготовил 12 кандидатов наук.kaf_SEUiA_5

Некролог журнала «Двигателестроение»kaf_SEUiA_30

 kaf_SEUiA_6Штатный состав кафедры в 2004 году

Стоят:

Кирпиченков С.В., Зябров В.А., Бабич А.В., Ширшов М.М., Якунчиков В.В., Романов Р.Н., Мокров А.В., Минаев А.В., Палатник И.А.

Сидят:

Шавра В.М., Толшин В.И., Акладная Г.С., Епифанов В.С., Амбросов Д.А.

Состав кафедры

 kaf_SEUiA_7Епифанов Вячеслав Сергеевич, профессор, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой

 Работает в академии с 1995 г. Заведующий кафедрой СЭУ и А с 2010 г. Ученая степень кандидата технических наук по специальности 050402 — тепловые двигатели присуждена диссертационным советом МАМИ и утверждена ВАК в 1982 году.

Принимал участие в разработке:

технической документации и оборудовании пассажирского теплохода для работы на компримированном газе;

временных технических требований к пассажирским судам-газоходам, работающим на сжиженном природном газе.

Основные научные работы:

Применение сжиженного природного газа на речном флоте. Толшин В.И., Епифанов В.С. // Речной транспорт. 2001. №3-4 (1004), с. 41-44.

Оценка экономичности быстроходного газодизеля с внешним смесеобразованием. Рукопись депонирована в ЦБНТИ Минтранса РФ, №330-РФ от 3июня 2002 г. Инф. сб. “Наука и техника на речном транспорте”. М: 2002.-№3.-с.47.

Оценка экономической целесообразности переоборудования речных судов для работы на СПГ. Инф. Сб. «Наука и техника на речном транспорте». М: 2003. Спец. вып.- с.72-80.

Снижение токсичных выбросов отработавших газов судовых дизелей – важная задача для речного флота. Речной транспорт. 2004.  №2.

Автор учебных пособий, рекомендованных УМО. Автор патента РФ на изобретение «Муфта с прямоугольными пружинами»

Постоянный участник всероссийского научно-технической конференции по автоматическому управлению и регулированию теплоэнергетических установок (основана В.И. Крутовым в 1970 г. при кафедре Э-6 МГТУ им. Н.Э. Баумана). Награжден почетной грамотой Министра Транспорта РФ.

Читает лекционные курсы по дисциплинам «Судовые двигатели внутреннего сгорания», «Судовое главное энергетическое оборудование», «Теплофизические основы судовой энергетики», «Энергоустановки машин наземного транспорта».

 kaf_SEUiA_8Акладная Галина Сергеевна, доцент

 Вся ее профессиональная деятельность связана с водным транспортом — подготовкой квалифицированных кадров для транспортного комплекса.

После окончания судостроительного техникума (г. Севастополь) Акладная Г.С. с 1963 года в течение 20 лет как конструктор участвовала в ремонте и проектировании гражданских и военных судов.

С 1984 года Акладная Г.С.приступила к работе в Московском речном техникуме (МРТ). После объединения МРТ и Московского института водного транспорта (МИВТ) Акладная Г.С. продолжила работу преподавателем кафедры СЭУ, пройдя путь от преподавателя техникума до доцента кафедры СЭУ и А МГАВТ.

Доцент Акладная Г.С. является ответственной за проведение дипломного проектирования на кафедре СЭУ и А. Акладная Г.С. член Государственной экзаменационной и аттестационной комиссий специальностей 180405.65 и 180405.51.

Акладная Г.С. — опытный руководитель дипломного проектирования (более 300 студентов под руководством Галины Сергеевны выполнили и успешно защитили дипломные проекты). Доцент Акладная Г.С.  высококвалифицированный преподаватель — проводит лекционные и практические занятия со студентами-судомеханиками специальности 180405.65 – эксплуатация судовых энергетических установок по дисциплинам: «Судовые энергетические установки», «Судовые турбомашины», «Судовые котельные установки», а также со студентами 180405.51 – эксплуатация судовых энергетических установок по дисциплине «Судовые главные энергетические установки», со студентами-электриками 180407.65- «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» по дисциплине: «Судовые энергетические установки».

Доцент Акладная Г.С. – автор — учебно-методических комплексов по данным дисциплинам.

Научно-исследовательская работа связана с исследованиями и разработками для отечественного плавкраностроения, буровых платформ. Является постоянным автором статей в сборниках научных трудов «Снижение и контроль вредных выбросов СЭУ».

Высокая квалификация и многолетний труд Акладной Г.С. были отмечены званиями «Ветеран труда», «Почётный работник речного флота», «Отличник речного флота» и «Почётный работник образования г. Москвы».

kaf_SEUiA_9Афонин Александр Иванович, старший преподаватель, заведующий лабораторией Судовые двигатели внутреннего сгорания»

Афонин А. И. работает в МГАВТ с 2009 г.

Проводит лекции и лабораторные занятия на всех уровнях подготовки по дисциплинам «Конструкция судовых дизелей», «Основы теории и динамики ДВС», «Теоретические основы технической эксплуатации СДВС», «ТО и ремонт судового оборудования», а также курсовую работу по курсу «Основы теории и динамики ДВС». Он обладает большой практической подготовкой (имеет морской диплом механика 3-го разряда по ДВС, дипломы судоводителя и судомеханика) и содействует аспирантам в подготовке сложных экспериментов. Афонин А.И. является членом ГЭК по специальности 180405.51 «ЭСЭУ» а также проводит занятия на курсах ФДПО.

kaf_SEUiA_10Алексин Михаил Николаевич, старший преподаватель

В 2007 г окончил судомеханический факультет Московской государственной академии водного транспорта по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» и получил квалификацию «Инженер-механик», и тогда же приступил к научно-педагогической работе.

Капитан-механик Алексин М.Н. проводит занятия по дисциплине «Эксплуатация СЭУ», «Эксплуатация СДВС», а также на курсах ФДПО. На кафедре отвечает за проведение плавательных практик.

kaf_SEUiA_11 Бабич Александр Викторович, доцент

В 1973 году Бабич А.В. начал свою трудовую деятельность в системе водного транспорта и поступил в Московский речной техникум, который окончил в 1976 году по специальности техник-судоводитель. Работал на судах речного флота, служил на кораблях ВМФ, является офицером запаса. В 1984 году  закончил с отличием индустриально – педагогический факультет Московского Областного педагогического института им. Н.К.Крупской и получил квалификацию учителя общетехнических дисциплин. В 1990 году закончил с отличием  судомеханический факультет Московского Института водного транспорта и получил квалификацию инженера-механика.

С 1987 года до настоящего времени  Бабич А.В. на педагогической работе в МРТ, МИВТ, МГАВТ. Прошёл путь от мастера производственного обучения до доцента. В 1990 – 1996 гг. Бабич А.В. ходил на судах внутреннего и загранплавания руководителем плавательной практики студентов. Доцент Бабич А.В. успешно работал в должности заместителя  декана судомеханического факультета, на протяжении нескольких  лет являлся председателем Государственной аттестационной комиссии первой ступени судомеханического факультета.

Доц. Бабич А.В.- опытный руководитель дипломного проектирования. Он проводит занятия на высоком научном и учебно-методическом уровне. Лекции, лабораторные и практические работы читает студентам-судомеханикам, судоводителям, электрикам  и корабелам  по дисциплинам: «Энергетическое оборудование, механизмы и системы судна», «Корабельные устройства и системы», «Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства», «Судовое вспомогательное энергетическое оборудование», «Общие судовые и специальные системы нефтеналивных судов». Бабич А.В. – автор учебно-методических комплексов и методических пособий по этим дисциплинам.

 kaf_SEUiA_12Захаров Герман Васильевич, доцент

После окончания Ростовского мореходного училища и Одесского института инженеров морского флота Захаров Г.В. длительное время работал в должностях от 4-го до главного механика сложных производственных и научно-исследовательских судов в различных районах Мирового океана, включая воды Арктики и Антарктики. Морской диплом – судовой механик первого разряда.

В последующие годы занимался организацией технической эксплуатации флота на различных береговых должностях и прошел путь от группового инженера-механика до заместителя начальника Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана по флоту Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет СССР). Принимал активное участие в проектировании, строительстве, приемке и организации технической эксплуатации и ремонта сложных научно-исследовательских и экспедиционных судов, в том числе работающих в полярных водах Арктики и Антарктики.

С 1990 года в течение нескольких лет был заместителем председателя и председателем ГАК  МГАВТ. С этого же времени начал преподавательскую деятельность на кафедре СЭУ и А МГАВТ. В настоящее время является членом ГАК МГАВТ.

Доцент Захаров Г.В., обладая глубокими теоретическими знаниями и богатым практическим опытом по организации технической эксплуатации и ремонта флота, проводит лекционные и практические занятия со студентами специальности 180405.65, 180405.51 – Эксплуатация судовых энергетических установок по дисциплинам: «Эксплуатация  судовых энергетических установок», «Техническое обслуживание, испытания судовых технических средств и подготовка технической документации», «Топливоподача и топливная аппаратура судовых дизелей», «Судовые холодильные установки и кондиционирование воздуха».

Проводит занятия по программам дополнительной Конвенционной подготовки ПДНВ, в том числе занятия на тренажерах. Прошел курсы по программам «Подготовка инструкторов к использованию тренажёра машинного отделения «Medium speed engine room»» и «Подготовка инструкторов к использованию тренажёра программного обеспечения ПК «Дельта-Инженер»» для проверки знаний судомехаников и электромехаников.

Доцент Захаров Г.В. – автор учебников, учебных пособий  и учебно-методических комплексов  по названным выше дисциплинам. Изданы: учебники, рекомендованные УМО «Техническая эксплуатация судовых дизельных установок» ТрансЛит, 2009, 2010, 2013 г, учебное пособие «Техническое обслуживание, испытания  судовых технических средств и подготовка технической документации» Альтаир, 2010 г, учебное пособие «Конструкция, эксплуатация и модернизация судовых опреснительных установок», ТрансЛит, 2014 г., «Топливоподача и топливная аппаратура судовых дизелей», ТрансЛит, 2014 г, «Судовые холодильные установки и кондиционирование воздуха», Морречцентр, 2014 г. и ряд методических пособий по практическим и лабораторным работам. Является  постоянным автором статей в сборниках научных трудов МГАВТ «Снижение и контроль вредных выбросов СЭУ».

Захаров Г.В. имеет  ряд государственных и ведомственных наград: «Ветеран труда», «Почетный работник гидрометслужбы России», «Почетный полярник», «В память 850-летия Москвы», «300 лет Российскому флоту», «Почетная грамота Правительства Российской Федерации».

kaf_SEUiA_13Зябров Владислав Александрович, к.т.н., доцент

Окончил МГАВТ в 2000 г. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Управление переходными режимами судов внутригородских и пригородных линий с целью повышения надежности СЭУ и снижения затрат на перевозки».

Зябров В. А. проводит занятия на очном и заочном отделении по курсам «Автоматизированные системы управления СЭУ», «Автоматизация СЭУ», «Тренажерный практикум судомеханика», «Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха» читает лекции, проводит лабораторные и практические занятия, руководит проведением курсовых работ, руководит дипломным проектированием у студентов специальности «Эксплуатация СЭУ». Проводит занятия по программам дополнительной Конвенционной подготовки ПДНВ, в том числе занятия на тренажерах..

Отвечает за проведение научных конференций студентов факультета СВ и ЭФ. Руководит научно – исследовательской работой студентов. Научные публикации: всего — 27, в том числе за последние 5 лет — 6 (5 статьи, 1 доклада на конференциях).

Участвовал по созданию тренажерного класса для студентов кафедры СЭУ и А и курсов повышения квалификации.

Проходит переподготовку в компании ООО «Сторм» по совершенствованию подготовки судомехаников на тренажерном комплексе машинного отделения.

kaf_SEUiA_14Косыгин Илья Андреевич, доцент к.т.н.

Окончил МГАВТ в 2005 г. и тогда же приступил к научно-педагогической работе.

Косыгин И. А. проводит занятия по дисциплине «Судовые вспомогательные механизмы и системы»

Под его руководством и при активном участии в лаборатории СДВС разработан и создан современный стенд на базе судового пропульсивного дизеля 6Ч18/22, работающий на генератор. Косыгин И. А. успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Снижение выбросов оксидов азота при эксплуатации судового дизеля с гидрозапорными форсунками», участвует в проведении научных экспериментов и НИР кафедры.

Прошел курсы по программам «Подготовка инструкторов к использованию тренажёра машинного отделения «Medium speed engine room»» и «Подготовка инструкторов к использованию тренажёра программного обеспечения ПК «Дельта-Инженер»» для проверки знаний судомехаников и электромехаников.

 

kaf_SEUiA_15Крутиев Сергей Михайлович, преподаватель, заведующий лабораторией Судовых холодильных установок

Окончил судомеханический факультет Московской государственной академии водного транспорта по специальности «Судовые энергетические установки» и получил квалификацию «Морской инженер» в 2011 году, тогда же приступил к научно-педагогической работе, аспирант.  Проводит занятия по дисциплинам «Судовые двигатели внутреннего сгорания», «Судовые котельные установки», «Судовые вспомогательные механизмы».

Постоянный участник всероссийского научно-технической конференции по автоматическому управлению и регулированию теплоэнергетических установок (основана В.И. Крутовым в 1970 г. при кафедре Э-6 МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Попов Игорь Леонидович, преподаватель, заведующий лабораторией СВМ

Окончил МГАВТ в 2011 г. тогда же приступил к научно-педагогической работе, аспирант. Проводит  плавательную практику со студентами 1 курса на паруснике «МИР». Проводит занятия по дисциплинам «Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха», «Судовые энергетические установки»

kaf_SEUiA_16Романов Роман Николаевич, старший преподаватель

В 2004 году окончил с судомеханический факультет Московской государственной академии водного транспорта по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» и получил квалификацию «Инженер-механик». Тогда же приступил к научно-педагогической работе.

Читаемые дисциплины  «Судовые котельные и парообразующие установки», «Судовые вспомогательные котельные установки»,  «Эксплуатация судовых котельных и парообразующих установок», «Судовые энергетические установки».

Окончил аспирантуру по специальности 05.08.05 «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)», сдал экзамены кандидатского минимума и заканчивает подготовку кандидатской диссертации

Прошел курсы по программам «Подготовка инструкторов к использованию тренажёра машинного отделения «Medium speed engine room»» и «Подготовка инструкторов к использованию тренажёра программного обеспечения ПК «Дельта-Инженер»» для проверки знаний судомехаников и электромехаников.

Прошел курс «Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения» по программе «Энергоэффективность и энергосбережение».

 kaf_SEUiA_17Мокеров Лев Федорович, профессор, к.т.н., доцент

 Окончил МАМИ (ныне МГМУ) в 1975 году по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». В 1980 году закончил аспирантуру того же института и защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Тепловые двигатели».

С 1980 по 1982 годы работал в Научном объединении Министерства высшего образования Российской Федерации.

В 1982 году поступил в МГАВТ на должность старшего преподавателя кафедры СЭУ. В 1984 году получил ученое звание доцента.

С 1987 по 1993 год работал деканом заочного факультета, а затем деканом судомеханического факультета. В 1994 году был назначен директором Учебного центра «Фарватер» при МГАВТ, а затем директором Центра переподготовки и повышения квалификации. Параллельно являлся директором Центрального учебно-методического кабинета при Службе речного флота.

В 2002-2003 годах исполнял обязанности сначала проректора по учебной работе МГАВТ, а затем проректора по коммерческой деятельности и общим вопросам.

В период с 2003 по 2010 годы работал деканом портового и судомеханического факультетов, одновременно являясь заместителем директора  Центра сертификации и ДПО, а с 2010 года по настоящее время – деканом факультета ДПО.

Имеет около 80 научных и  учебно-методических работ. Является научным руководителем ряда аспирантов.

Подготовил учебно-методическое обеспечение целого ряда новых дисциплин, в том числе в области конвенционной подготовки студентов и слушателей курсов повышения квалификации.

kaf_SEUiA_18Попов Дмитрий Александрович,

старший преподаватель, начальник УТЦ кафедры

Работает в МГАВТ с 2010 года.

В 2010 году окончил с отличием судомеханический факультет Московской государственной академии водного транспорта по специальности «Судовые энергетические установки» и получил квалификацию «Морской инженер».

Автор более 20 научных работ, в том числе патента РФ на изобретение «Муфта с прямоугольными пружинами»

Постоянный участник всероссийского научно-технической конференции по автоматическому управлению и регулированию теплоэнергетических установок (основана В.И. Крутовым в 1970 г. при кафедре Э-6 МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Окончил аспирантуру по специальности 05.08.05 «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)», сдал экзамены кандидатского минимума.

Прошел курсы по программам «Подготовка инструкторов к использованию тренажёра машинного отделения «Medium speed engine room»» и «Подготовка инструкторов к использованию тренажёра программного обеспечения ПК «Дельта-Инженер»» для проверки знаний судомехаников и электромехаников.

Окончил курсы повышения квалификации для административного и профессорско-преподавательского состава на базе Центра конвенционной подготовки МГАВТ по программе: «Структура и принципы Конвенции и Кодекса ПДНВ. Основные требования Конвенции в части применения стандартов качества при подготовке и дипломированию моряков».

Попов Д.А. проводит занятия на очном и заочном отделениях по дисциплинам «Автоматизированные системы управления СЭУ», «Автоматизация СЭУ», «Системы автоматизированного проектирования СЭУ», «Основы автоматики и теории управления техническими системами», «Обеспечение технической эксплуатации судовой автоматики», «Энергетические комплексы морской техники», «Вахтенное обслуживание СЭУ (тренажер машинного отделения)»

 kaf_SEUiA_19Степанов Александр Михайлович, доцент

Степанов А.М. в педагогической работе МГАВТ – 11 лет. Он принимает активное участие в работе научных конференций, профориентационной работе кафедры.

Степанов А.М. проводит на высоком научном и учебно-методическом уровне занятия со студентами-портовиками, корабелами, судомеханиками по дисциплинам: «Теплотехника» и «Теплофизические основы судовой энергетики».

 

kaf_SEUiA_20Ионин Виктор Викторович, преподаватель

Работает в МГАВТ с 2014 года. Ионин В.В.  судовой механик второго разряда без ограничений уровень управления, капитан-механик судов до 450 л.с., судоводитель-судомеханик 3 разряда для работы на судах технического, буксирного и служебно- вспомогательного флота.

Ионин В.В. проводит занятия по дисциплинам «Организация и обеспечение действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды», «Международные нормативные документы по эксплуатации судна», «Национальные нормативные документы по эксплуатации судна», «Нормативно-правовые документы по эксплуатации судна, права и обязанности членов экипажа» и «Конструкция двигателей внутреннего сгорания» «Машины наземного транспорта»

kaf_SEUiA_21Ярикова Татьяна Олеговна, преподаватель, секретарь кафедры

Работает в МГАВТ с 2013 г.

В 2013 году окончила судомеханический факультет Московской государственной академии водного транспорта по специальности «Судовые энергетические установки» и получила квалификацию «Морской инженер». Приступила к педагогической работе в 2015 г. Участвует в методической работе кафедры.

Проводит занятия по дисциплинам «Введение в специальность», «Развитие судовых тепловых машин и энергетических установок», «Силовые агрегаты», «Энергетические комплексы морской техники».

 

 

YakunchikovЯкунчиков Владимир Владимирович, к.т.н., доцент, проректор по информационным технологиям и управлению филиалами

Родился в Москве, 29 июля 1969 года. Образование: высшее, морской инженер по специальности «Судовые энергетические установки». Кандидат технических наук, доцент. Награжден юбилейным нагрудным знаком «200 лет транспортному образованию России». Окончил СГПТУ №202 по специальности «рулевой-моторист» (1987). Окончил МГАВТ по специальности «Судовые энергетические установки» (1994). Окончил аспирантуру по кафедре «Судовые энергетические установки и Автоматика» по специальности 05.08.02 «Тепловые двигатели». Защитил диссертацию к.т.н. в ученом совете МВТУ им.Баумана (1998).

С 1994 г. на преподавательских должностях, с 2001 года доцент. С 2006 заместитель декана факультета «Водные пути, порты и портовое оборудование», с 2007 года – декан факультета.

С 2010 г. проректор по учебной работе.

С 2015 г. проректор по ИТ и работе с филиалами.

Научные интересы: проектирование судовых энергоустановок и систем на Московском судостроительном заводе и в НПЦ «Речпорт», двигатели внутреннего сгорания, информатизация, программирование, автоматизация документооборота. Преподает дисциплины «Судовые энергетические установки» и «Системы автоматизированного проектирования СЭУ».

kaf_SEUiA_22Ретюнских Артур Юрьевич, старший преподаватель

В 2010 году окончил с судомеханический факультет Московской государственной академии водного транспорта по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» и получил квалификацию «Инженер-механик».

Читаемые дисциплины «Энергетические установки и электрооборудование судов», «Введение в специальность», «Устройство ДВС».

Окончил аспирантуру по специальности 05.08.05 «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)», сдал экзамены кандидатского минимума и заканчивает подготовку кандидатской диссертации

С 2007 года работает на кафедре на учебно-вспомогательных должностях.

С 2010 на преподавательских должностях. С 2011 заместитель декана судомеханического факультета.

С 2013 главный специалист отдела правил и международных отношений ФАУ «Российский Речной Регистр»

Особенности подготовки

Студенты плавательской специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» проходят подготовку в соответствии с конвенционными требованиями Международной Морской Организации.

Дипломы выпускников академии по данной специальности имеют международный статус и дают право занимать должности командного состава на морских и речных судах российских и зарубежных судоходных компаний, а также работать в береговых структурах транспортной сферы. В распоряжении академии имеются различные тренажеры, использующиеся во время учебного процесса и предназначенные для обучения и сертификации вахтенных механиков, старших механиков. Тренажеры соответствуют требованиям Конвенции ПДНВ и требованиям модельных курсов IMO (Международной морской организации), а также позволяют проводить обучение по иным программам подготовки работников отрасли.

Объектами профессиональной деятельности инженера по эксплуатации судовых энергетических установок являются – судовые двигатели внутреннего сгорания (главные и вспомогательные), котельные, холодильные установки, другое энергетическое и вспомогательное оборудование и средства автоматики, а также эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и сервис на море и на суше.

kaf_SEUiA_23На кафедре в учебном процессе используются различные машиностроительные САПР

(AutoCAD, Inventor, MathLab)

 

Места практик

Студенты плавательской специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» проходят подготовку на морских и речных судах в соответствии с конвенционными требованиями Международной Морской Организации. Они получают дипломы и сертификаты, позволяющие занимать командные должности на морских и речных судах, как отечественных, так и иностранных судовладельцев. Проводится плавательная практика со студентами 1 курса на паруснике «Мир».

 kaf_SEUiA_24  kaf_SEUiA_25

 

Академией заключены долгосрочные договоры на подготовку дипломированных специалистов для ведомств и отраслевых организаций: Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта, Российского речного регистра, Московского речного пароходства, Московского северного, западного, южного порта, Столичной судоходной компании, Канала имени Москвы, ОАО МССЗ, ОАО ССК, ОАО «Волготанкер», СК КК «Балтик систок», ОАО «Северозападное пароходство», ОАО «Мостурфлот», ОАО «ПАЛМАЛИ», С.К. «Флагман»  и других.

Места работы выпускников

По окончании обучения выпускники работают в судоходных компаниях. Они занимают должности инженера-механика, рефмеханика, группового механика по эксплуатации главных двигателей, дизель-генераторов, холодильных, котельных установок и судовых систем на пассажирских и грузовых судах. Выпускники также работают на судостроительных, судоремонтных предприятиях, в коммерческих фирмах, как в России, так и за рубежом.

Выпускники кафедры занимают командные должности на производстве:

Косыгин А.Б. – генеральный директор ОАО «Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный завод»;

Коробков А.Е. — генеральный директор МССЗ — Холдинг;

Ряховский В.А. -технический директор пароходства «Вижин флот»;

Левшов А.А. – зам. начальника московской инспекции Речного Регистра;

Золотарев А.Н. – главный специалист по топливу и экологии;

Репко А.В. – старший механик пассажирского теплохода «Леонид Красин»;

Герасимов С. – старший механик теплохода «Николай Добролюбов»

Кормышев Е.И. — ведущий специалист департамента речного флота;

Фомин А.А. — капитан-механик пассажирского теплохода.

В ОАО МРП в основном работают инженеры-судомеханики — выпускники МГАВТ.

Выпускники кафедры работают на судах внутреннего и «река-море» плавания (Балтийское, Северное, Чёрное, Средиземное моря), в Министерстве транспорта России, в проектных и исследовательских организациях, на производственных предприятиях, в сервисных центрах, различных СП, АО и коммерческих фирмах, занимают командные должности на производстве.

 Научная тематика кафедры

Основное направление НИР кафедры — снижение токсичных выбросов, применение природного газа на судах, автоматизация СЭУ.

Достижения кафедры в рамках НИР/НИОКР:

  • Кафедра разработала нормы на расход топлива для плавучих кранов, работа внедрена в МРП.
  • Испытаны электромеханические рекуператоры энергии для снижения дымности и расхода топлива СЭУ. Испытания были успешными. Рекуператоры энергии внедрены на ПК в Сибири.
  • На т/х типа «Москва – 189» установлены и испытаны устройства для снижения токсичных выбросов.
  • Совместно с Газпромом разработан, переоборудован и испытан пассажирский теплоход «Москва» с использованием природного газа в качестве моторного топлива.
  • Разработаны методы и способы контроля токсичных выбросов судовых дизелей в эксплуатации.
  • Разработана система диагностики дизеля с турбонаддувом речного судна в условиях эксплуатации.
  • Разработана система диагностирования и мониторинга крутильных колебаний двигателя по вибрационным показателям.
 kaf_SEUiA_26  kaf_SEUiA_27

Исследования процессов и проектирование в САПР

kaf_SEUiA_28Теплоход «Учебный-2», переведенный на газомоторное топливо

По результатам НИР/НИОКР на кафедре защитили кандидатские диссертации выпускники кафедры: Моргунов В.Н., Якунчиков В.В., Чуб Т.В., Кирпиченков С. В., Амбросов Д.Б., Зябров В.А., Лыонг (Вьетнам), Рыспанов Н.В. (Казахстан), Федин К.И. и Косыгин И.А. В 2016 году предстоит защита Романова Р.Н.

Учебно-лабораторное обеспечение дисциплин направления «Эксплуатация судовых энергетических установок»

В состав кафедры входят 6 учебных лабораторий, 8 специализированных аудиторий и учебно-тренажерный комплекс судомеханика.

На кафедре созданы три лабораторных стенда на базе современных судовых дизелей, оснащенных современной научной аппаратурой. На этих стендах проводятся экспериментальные исследования и на высоком уровне выполняются лабораторные работы со студентами. Действует лаборатория судовых холодильных установок (СХУ) с возможностью подготовки механиков рефрижераторных установок. Лаборатории судовых двигателей внутреннего сгорания и судовых энергетических установок оснащены шестью дизельными установками различного типа, макетами двигателей, котлов, палубных механизмов, насосов, компрессоров стендами для испытаний топливной аппаратуры, которые позволяют вести подготовку студентов технических специальностей и аспирантов.MSAWT_ENG_2

Лаборатория СДВС

kaf_SEUiA_29Тренажер поста управления машинного отделения

MSAWT_ENG_7Стенд для исследования рабочих процессов дизеля на базе 6Ч18/22

 Фотогалерея