Основные сведения

Образовательная организация  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная академия водного транспорта»
Дата создания 17.09.1979 — «Московский институт инженеров водного транспорта» 02.02.1989 — «Московский институт водного транспорта» 05.07.1993 — «Московская государственная академия водного транспорта»
 
 Положение о филиале
Учредитель образовательной организации Федеральное агентство морского и речного транспорта Олерский Виктор Александрович Заместитель Министра транспорта Российской Федерации — руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта 125993, Москва, Петровка 3/6(495) 626-11-00, (495) 626-10-57 http://www.morflot.ru/
Юридический адрес  117105 г. Москва, Новоданиловская наб. д.2, к.1.
Местонахождение 117105 г. Москва, Новоданиловская наб. д.2, к.1.
Сокращенное наименование на русском языке: ФГБОУ ВО «МГАВТ»
Полное наименование на английском языке: Federal State- Financed Educational Institution of Higher Education «MOSCOW STATE ACADEMY OF WATER TRANSPORT»
Сокращенное наименование на английском языке: FSFEI HE «MSAWT»
Режим и график работы  Продолжительность рабочей недели для научного, административно-управленческого, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного и инженерно-технического персонала — 40 часов. Время работы для административно-управленческого, научного и инженерно-технического персонала, учебно-вспомогательного персонала, административно-хозяйственного персонала при пятидневной рабочей неделе с понедельника по четверг с 9.00 ч. до 18.00 ч., пятница с 9.00 ч. до 16.45 ч. Обеденный перерыв — с 13.15 ч. до 14.00 ч. Время работы для административно-управленческого персонала факультетов и кафедр, а также работников учебного отдела и организационно-строевого отдела при пятидневной рабочей неделе с понедельника по четверг с 8.30 ч. до 17.30 ч., пятница — с 8.30 ч. до 16.15 ч. Обеденный перерыв — с 12.45 ч. до 13.30 ч. Профессорско-преподавательский состав занят согласно утвержденному расписанию и индивидуальному плану работы на учебный год с ПН по СБ с 9:00 до 16:30 (очная форма обучения) и с 9:00 до 21:30 (заочная форма обучения).
Контактная информация Приемная ректора: +7 (495) 633-16-01, факс. +7 (495)633-16-02. Сайт: www.msawt.com E-mail: mgavt@mail.ru
Информация о месте нахождения филиалов Филиалы отсутствуют  

Для перехода на версию официального сайта для слабовидящих нажмите на красную кнопку внизу страницы.

Историческая справка

В 1931-м году Правительством СССР было принято решение о строительстве канала Москва-Волга. В этом же году был образован Наркомвод СССР и создано Московско-Окское бассейновое Управление.

Учитывая сложное положение с техническими кадрами Московско-Окского бассейна, 22/VII/1932 года на заседании секретариата МК ВКП(б) было принято решение об организации Наркомводом в 1932-м году специального техникума [1].

1 августа 1932-го года образованный Московский Речной Техникум – МРТ, приступил к работе [2]. Занятия начали проводиться в здании школы ФЗУ «Красный Водник» на Ордынке, 19 [3].

ФЗУ «Красный Водник» 1930-е гг.

В октябре 1932-го года Наркомводом СССР было принято решение о переводе ФЗУ со всем имуществом и оборудованием в Московский порт [4]. С ноября 1934-го года в соответствии с решением Правительственной Комиссии и Наркомвода СССР МРТ полностью переезжает на Большую Ордынку, 19 [5].

Техникум продолжал работать и выпускать студентов в период Великой Отечественной Войны. Из стен здания на Большой Ордынке вышло четыре Героя Советского Союза [6].

На удостоверениях и справках выпускников стоял штамп МРТ с адресом, телефоном и соподчинённостью Наркомводу, с 1939-го года – Наркомречфлоту СССР, в 50-х годах — Министерству Морского и Речного флота, Речного Флота СССР и с 1957-го года — Речного Флота РСФСР.

В 30-х годов при МРТ были созданы вечернее и заочное отделения. С 1949-го года был образован Всесоюзный Заочный Техникум Речного Транспорта – ВЗТРТ [7].

Созданные в 30-х годах вечернее и заочные отделения, учебно-консультационные пункты – УКП, в 50-х годах стали заочным факультетом Ленинградского Института Водного Транспорта – ЛИВТа. УКП располагались в различных помещениях и зданиях Москвы — на улицах Петровка и Мясницкая, в Столешниковом переулке и на Ордынке.

В 1966-м году заочный факультет ЛИВТа становится Московским Филиалом – МоФ ЛИВТ и располагается на Большой Ордынке, 19.

МОФ ЛИВТ, 1970-е гг.

Развитие речного транспорта в центральном регионе страны приводит к необходимости широкой подготовки кадров плавсостава для флота, и в 1977 году вводится в строй новый комплекс зданий в Нагатино, по адресу Судостроительная, 46 с отдельно стоящим лабораторным корпусом, в котором предусмотрен опытовый бассейн для радиоуправляемых моделей и учебный бассейн для курсантов. Отныне Московский речной техникум начинает набор на очную форму обучения судоводителей, судомехаников и судовых электромехаников-радистов. Техникум возглавляет ветеран воднотранспортной отрасли В.С. Удачин.

МРТ, Судостроительная, 46 1970-е гг.

В связи с возросшими потребностями Московско-Окского бассейна в инженерах-эксплуатационниках, управленцах и других специалистах отрасли, Постановлением Совета Министров СССР от 17.09.1979 г. №877 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.12.1979 г. №607 на базе Московского филиала Ленинградского института водного транспорта был создан Московский институт инженеров водного транспорта — МИИВТ.

Инициатором создания отдельного института в Москве был проф. Н.П. Гаранин, ставший его первым ректором, при активной поддержке министра Речного флота РСФСР Л.В. Багрова.

МИИВТ, Речников, 16, 1980-е гг.

Вновь созданному институту передается здание бывшего общежития МССЗ по адресу ул. Речников, д.16, где проводится перепланировка и оно переоборудуется под учебные классы.

В начале 80-х имеет место быстрый рост перевозок на ВВТ по всей стране. Для обеспечения растущих потребностей региона в рабочих кадрах для флота и для МССЗ, в 1983 году вводится в строй Московское речное училище – среднее профессионально-техническое училище (СПТУ) №202. Оно располагается по соседству с техникумом, по адресу Судостроительная, 44. Возглавляет его ветеран отрасли В.В. Макеев.

СГПТУ №202, Судостроительная,44 1980-е гг.

На основании Распоряжения Совета Министров СССР от 19.01.1989 г. №86-р и Совета Министров РСФСР от 02.02.1989 г. № 92-р на базе Московского института инженеров водного транспорта, Московского речного техникума и СПТУ №202 создано уникальное учебное заведение, единственный в транспортной отрасли учебный комплекс – Московский институт водного транспорта (МИВТ). Основной идеей учебного комплекса является непрерывное трехуровневое профессиональное образование (начальное, среднее и высшее) с общим сроком обучения 7-8 лет.

Приказами Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5.07.1993 г. № 55 и Департамента речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1993 г. №45 МИВТ переименован в Московскую государственную академию водного транспорта (МГАВТ), которая является его приемником.

В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 23 октября 2003 года №200 Академия была переименована в Федеральное государственное (с 2011 г. – бюджетное) образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта».

В 2003 году Академия получила новое здание, расположенное на набережной Москвы реки по адресу Новоданиловская наб. 2/1, с этого момента оно становится визитной карточкой Академии.

МГАВТ, Новоданиловская, 2/1 2010 г.

С 2006 года Академия включила в свой состав три филиала (на базе бывших речных училищ) из разных регионов России – Башкирии (Уфимский филиал), Вологодской области (Велико-Устюгский филиал) и Ярославской области (Рыбинский филиал).

Среди выдающихся выпускников Академии – такие крупные руководители, как Исаева А.А. – заместитель директора департамента Федерального агентства морского и речного транспорта (ныне зам. генерального директора ОАО Московское речное пароходство), Косыгин А.Б. – генеральный директор Хлебниковского машиностроительно-судоремонтного завода (ХМСЗ), Ефремов Н.А. – первый заместитель генерального директора ФГУ Российский Речной Регистр, Кормышев Е.И. – заместитель начальника Управления обеспечения судоходства Росморречфлота, Черевко Е.П. – начальник отдела сводного финансового планирования и исполнения бюджета Росморречфлота, Комаров И.Н. – управляющий делами ОАО «Российские железные дороги» и др.

В филиалах в разное время обучались такие выдающиеся люди нашей страны, как генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов, летчик В.П. Чкалов, народный комиссар, а затем министр речного флота З.А. Шашков, руководитель управления Государственной технической комиссии при Президенте РФ по Дальневосточному федерального округу Шивдяков Л.А., министр Мелиорации и водного хозяйства БАСС Басистов И.И., начальник Северо-Западного пароходства Малов В.И.

На сегодняшний день основным профилем академии является подготовка кадров плавсостава для морского и речного флота, управленческих кадров для организаций отрасли, а также специалистов береговых служб инфраструктуры Московско-Окского бассейна (головной вуз), Верхневолжского бассейна (Рыбинский филиал), Бельского бассейна (Уфимский филиал), Северо-двинского бассейна (Велико-Устюгский филиал).

Головной (московский) офис Академии сегодня представляет собой крупный учебно-научный комплекс, в состав которого входят: 5 факультетов, колледж, 27 кафедр, центр научных исследований с научными лабораториями, 42 административно-вспомогательных подразделения.

В соответствии с лицензией Академия имеет право вести образовательную деятельность по 5 специальностям ВПО, 14 направлениям подготовки бакалавров, 4 направлениям подготовки магистратуры, 6 образовательным программам СПО, а также 4 направлениям аспирантуры.

Повышение квалификации и переподготовка в Академии ведется по более чем 40 программам.

Материально-техническая база Академии обеспечивает проведение учебного процесса и научно-исследовательских работ. Академия имеет собственные площади на правах оперативного управления (5 учебных корпусов) общей площадью 60,8 тыс. кв. м. Имеются оснащенные техникой и оборудованием 43 учебные лаборатории, кабинеты и тренажеры, 15 компьютерных классов, центр технических средств обучения. На их площадях проводятся лабораторные и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование, тренажерная подготовка и практика.

Для тренажерной подготовки и обучения курсантов плавсостава Академия имеет учебно-тренажерное судно — пассажирский теплоход «Одиссея», проект № Р51-Э, пассажировместимостью 100 человек, и пассажирский теплоход «B.C. Удачин», проект №81080, пассажировместимостью 50 человек.

Академия располагает спортивной базой, которая включает в себя три спортзала, бассейн, зал аэробики, две спортплощадки, водно — спортивную базу в Водниках, три крейсерские яхты, четыре яла.

В Академии организован Музей истории речного флота и речников-героев Советского Союза, который играет большую роль в патриотическом воспитании студентов.

Академия имеет весь комплекс тренажеров по подготовке студентов плавательских специальностей (судоводителей и судомехаников) в соответствии с международными требованиями ИМО.

Академия постоянно поддерживает связь с предприятиями и компаниями, куда направляются специалисты – выпускники.

Основными предприятиями, на которые направляются выпускники Московской государственной академии водного транспорта, являются Министерство транспорта РФ, ФГУ Российский Речной Регистр, ОАО Московское речное пароходство, ОАО Мостурфлот, Союзморниипроект, ОАО Московский судостроительный судоремонтный завод, ОАО Столичная судоходная компания, ОАО ГипроРечТранс, Комитет по транспорту и транспортной логистике Торгово-промышленной палаты РФ, ФГУП Канал имени Москвы, ОАО Хлебниковский МСЗ, Федеральная нотариальная контора и др. Трудоустройство выпускников осуществляется в соответствии с ранее заключенными договорами и по личному желанию выпускника.

Наиболее подготовленные к научной деятельности выпускники остаются в Академии для обучения в аспирантуре и усиления преподавательского коллектива.

Оценка качества подготовки специалистов производится на основе отзывов, получаемых от предприятий. Кроме того, об уровне подготовки специалистов свидетельствует и тот факт, что среди выпускников Академии есть ученые, крупные руководители предприятий и учреждений отрасли, предприниматели, общественные деятели, спортсмены высокого класса.

В настоящее время в головном вузе на штатной основе работают 200 преподавателей.

 В Академии сформированы и действуют следующие научные школы:

  1. «Лазерная навигация на водном транспорте». Основатель и бессменный руководитель школы с 1980 г. Савельев Виталий Гаврилович . В.Г. Савельев предложил и возглавил решение задачи проводки судов с высокой точностью с помощью оригинальной системы на лазерах. Была предложена принципиально новая схема лазерного створа с использованием сканирующих лучей. Из этапов развития данного научного направления: первое в России для лазерных навигационных устройств принятие системы «Анемон — 1» для обеспечения работы флота. К настоящему времени в активе следующие практические результаты: первая в России установка и эксплуатация системы «Анемон — 2» на Волго-Балте, первая на море установка и опытная эксплуатация «Анемон — 3» в порту Туапсе, впервые в мире решенная задача обеспечения постоянного бокового уклонения (точности указания курса) на протяжении всего фарватера по порту Калининград.
  2. «Повышение надежности и безопасной эксплуатации портальных кранов с использованием оценки нагруженности и несущей способности основных силовых элементов металлоконструкции». Руководитель научного направления (школы) — профессор, к.т.н., академик Академии проблем качества и Академии подъемно-транспортных наук Украины Леонова Ольга Владимировна. Одним из основных направлений деятельности научной школы на кафедре ППТМиР («Портовые подъемно-транспортные машины и робототехника») является повышение надежности и безопасной эксплуатации портальных кранов с использованием оценки нагруженности и несущей способности основных силовых элементов металлоконструкции.
  3. «Применение газомоторного топлива на речном флоте» – заведующий кафедрой СЭУ и Автоматики, к.т.н., проф. Епифанов В.С., актуальность темы определена Федеральной целевой программой по использованию газомоторного топлива на транспорте и экологическими международными и национальными нормативами, обязывающими кардинально снизить вредные выбросы от транспорта.

Ссылки на документы

  1. Архив ЦАОПИМ, Фонд № 3, Опись № 14, Дело № 37, Протокол № 34, л. 125, 139; Приложение 1.
  2. Архив Московского Речного Пароходства – МРП Фонд № 5, Опись № 2, Дело № 1, л. 1; Приложение 2.
  3. Архив МРП, Ф. №5, Оп. №2, Дело № 1, л. 5; Приложение 3.
  4. Государственный Архив Экономики Российской Федерации – РГАЭ, Фонд № 7458, опись № 1, Дело № 332, л. 87.
  5. Архив МРП, Фонд № 5, Опись № 2, Дело № 1, л. №152; Приложение 4.
  6. Архив МРП, Фонд № 5, Опись №2, Дело № 27, л.л. № 1-8; Приложение 5.
  7. Архив МГАВТ, Письмо от 10 января 1949-го года директора МРТ, л. № 1; Приложение 6.